Второе автомобильное путешествие по Хорватии. |
На главную | Фотоальбом | Отчет по ценам |
Загреб и полуостров Истрия. (26.05-09.06.2010)
Содержание: Подготовительный этап День 1 (26.05) Загреб День 2 (27.05) Загреб - Плитвицкие озера День 3 (28.05) Плитвицкие озера – Опатия День 4 (29.05) Опатия – Хум – Роч – Бузет - Опатия День 5 (30.05) Опатия – Лабин - Пломин - Светвинченат - Ровинь День 6 (31.05) Ровинь День 7 (01.06) Ровинь – Бале - Воднян - Пула – Мыс Каменяк - Ровинь День 8 (02.06) Ровинь – Врсар – Фунтана - Пореч День 9 (03.06) Пореч – Новиград – Умаг – Буйе - Грожнян – Вишнян - Пореч День 10 (04.06) Пореч – Берам - Пазин– Грачище - Пореч День 11 (05.06) Пореч - Мотовун – Опрталь - Истарске Топлице - Пореч День 12 (06.06) Пореч – Врсар – Лимский залив – Ровинь - Пореч День 13 (07.06) Пореч – Ровинь – Пореч День 14 (08.06) Пореч - Загреб День 15 (09.06) Загреб - аэропорт Итоги поездки. Подготовительный этап. Хорватия была выбрана благодаря свободному въезду в летний период для российских туристов, что позволило спланировать самостоятельное путешествие, а также сказочным воспоминаниям о прошлой поездке. В прошлый раз мы посетили Среднюю и Южную Далмацию, на этот раз интерес пал на полуостров Истрия. Также мы решили воспользоваться накопленными бонусами аэрофлота, купив билеты на регулярный рейс в Загреб, что позволило познакомиться еще и со столицей Хорватии. Повторно мы посетили только Плитвицкие озера, решив, что одного дня в прошлой поездке было исключительно мало для такого потрясающего места. На сайте booking.com было забронировано 5 отелей в разных городах Хорватии, в том числе апартаменты на Плитвицких озерах. На сайте autoeurope.eu на весь срок пребывания (15 дней) был забронирован автомобиль Opel Corsa стоимостью 345 евро. Также в одной из страховых компаний была оформлена страховка стоимостью 1060 руб. за двоих, как в дальнейшем выяснилось, наличие страховки никто не проверял, так что вопрос ее оформления пусть каждый определяет на свое усмотрение. День 1 (26.05) Загреб Самолет прибыл в аэропорт Загреба в 13-00 по расписанию. Поменяв в обменном пункте по выгодному курсу 100 евро на хорватские куны в сумме 720 кун без взимания комиссии, мы отправились разыскивать стойку с надписью Activerent. Действительно, «автоевроп» нас не обманул, стойка с такой надписью среди множества других нашлась, правда ждать работника пришлось около получаса, что заставило нас несколько понервничать. Нам помог мужчина за соседней стойкой, который позвонил своему коллеге, что ускорило процесс его появления. Вскоре, появившийся работник ренткара извинившись, за 5-10 минут оформил все формальности и выдал нам документы и ключи от авто. С пластиковой карты был заблокирован депозит в сумме около 500 евро, который разблокировали спустя какое-то время, после возврата авто. Выйдя из здания аэропорта, мы тут же увидели припаркованный Опель золотого цвета. Осмотр внешнего вида внес нотки разочарования, так как много было царапин и пришлось их тщательно сверять с указанными повреждениями в документе. Обнаружив в одном месте несоответствие, мы вернулись на стойку для исправления, мужчина без проблем внес коррективы. В дальнейшем мы даже радовались что на машине множество повреждений, не нужно было так трястись за нее, как в прошлые разы. Погрузившись, и установив навигатор на панели, мы отправились в Загреб на поиски нашего отеля. До центра города было рукой подать, мы не успев даже понервничать с непривычки, оказались возле отеля. Нами был выбран отель Lisinski 3*. В нем мы останавливались дважды: в начале и в конце нашего путешествия. Отель небольшой, располагается на тихой улочке, в пешей доступности от старого города. Номер был очень комфортным и уютным, полностью оправдал свою цену (75 евро за ночь), хотя могло бы быть и подешевле, учитывая очень скромный завтрак. Получив от администратора карту города, а также набрав кучу разных буклетов, мы отправились на знакомство со Старым Загребом. Загреб порадовал нас теплой солнечной погодой и невероятной атмосферой счастья. До Хорватии мы провели две недели в Москве и Питере, полные впечатлений, но жутко уставшие от многочисленных машин, шума и суеты, попав в Загреб, мы удивились, погрузившись в атмосферу спокойствия и умиротворения. Те же здания, те же автомобили, но почему то беззвучные, даже трамваи и те еле слышны. Город меня захватил, вселил кучу энергии, мне захотелось обойти там все, боясь пропустить что-то важное. Проходя мимо вокзала, мы удивились, увидев огромную вереницу лотков торгующих исключительно одной клубникой, причем абсолютно одинаковой по виду и по цене (10 кун за коробочку). Она и стала нашим ужином. Дело в том что, обойдя весь город, было обнаружено множество кафе и ресторанов, где посетители исключительно только пили напитки. Мы не могли понять, почему никто не ест, а только пьет. Уже позже изучив местные особенности, мы сделали вывод, что у них не принято есть на улице (по крайней мере, в Загребе), если хочешь поесть, то нужно зайти внутрь помещения, что нам делать совершенно не хотелось, учитывая хорошую погоду и чудесную уличную атмосферу. Первым делом мы отправились на центральную площадь Бана Елачича, где обнаружили туристический поезд, который бесплатно катает туристов по Старому городу. Отправление с интервалом в полчаса. Покатавшись минут 20-30, мы оказались на том же месте, что оказалось очень кстати, так как рядом находилась главная достопримечательность – Кафедральный собор. Несмотря на то, что собор уже не один год одет частично в строительные леса, выглядел он великолепно. Вокруг него также много интересных сооружений. Далее мы отправились, куда глаза глядят, доверившись полностью интуиции. В городе на каждом перекрестке стояли указатели на достопримечательности. Прогуляв до позднего вечера, мы кое-как доползли до нашего отеля. День 2 (27.05) Загреб - Плитвицкие озера. На озера мы ехали не впервые, последний раз мы там были четыре года назад, захотелось еще разок окунуться в красоту природы, подышать свежим воздухом, насладиться свежими брызгами от водопадов. В нашем навигаторе подробного маршрута на озера не было, вернее до парка мы доехали, а вот искать забронированные апартаменты пришлось самим. Увидев табличку с названием населенного пункта Poljanak, мы свернули с дороги, а вот дальше дорога раздваивалась, и каким направлением ехать было не понятно. Мы остановились и стали изучать карту, через пару минут возле нас остановился автомобиль, из которого вышел мужчина на костылях и поковылял к нашей машине с вопросом: «Can I help you?», удивленные мы сунули ему распечатку с планом проезда. Через несколько минут мы были на месте. House Katica Bicanic располагался высоко на холме, виды с которого открывались великолепные. Нас дружелюбно встретила девушка, проводила в нашу комнату, предложила воспользоваться кухней. На одну ночевку, а при необходимости на больший срок апартаменты что надо, скромно, но большего нам и не надо было. 246 кун (34 евро) мы заплатили, прощаясь с хозяевами. В нескольких метрах от апартаментов находился минимаркет, где мы прикупили себе на завтрак йогуртов и других необходимых продуктов, так же там можно купить товары первой необходимости. В парке мы появились днем, проехав через шлагбаум платной парковки. Для этого необходимо нажать на кнопочку, взять талончик и оплатить его в кассе, перед тем как будешь выезжать обратно (для тех, кто не знает). Оплата почасовая 7 кун в час. Читала в отзывах, что многим людям удается бесплатно посетить парк. У нас не получилось (наглости не хватило), пошли и честно купили билеты стоимостью 110 кун за билет. Дороговато, конечно, но в эту стоимость входит неограниченное катание на автобусе и кораблик. На автобус билеты, кажется, не проверялись, а вот на кораблик они требовались к предъявлению. Войдя в парк, мы решили максимально пройти пешком, а на обратном пути уже воспользоваться специальным автобусом. На предложенные маршруты, как и в прошлый раз, мы не опирались, а шли, как подсказывала интуиция. Через несколько метров перед нами предстала смотровая площадка с шикарным видом на каскады. Спустившись по тропе, мы первым делом отметились возле самого высокого водопада (78м), затем обошли все уже знакомые нам тропы. Не пренебрегли и корабликом, переправившись на другой берег. Посетили так же новые места, где ранее не были. С погодой на этот раз нам повезло, в прошлый раз под конец нас изрядно подмочил дождик. День 3 (28.05) Плитвицкие озера – Опатия. На следующее утро наш путь лежал в Опатию. Навигатор без проблем привел нас на парковку к отелю «Опатия» 2*. Отель очень порадовал своим шикарным видом и потрясающе красивой территорией . До последнего было непонятно, почему отель классифицируется как 2 звезды. Номер «эконом» так же оставил очень приятное впечатление. Стоимость парковки (70 кун за двое суток) мы оплатили, выезжая из отеля, гостям отеля она обходится в полсуммы. Если необходимо выехать куда-нибудь на время, то нужно сообщить на ресепшен, вам дадут талончик, который необходимо прислонить к терминалу на выезде. Въезжая, нужно снова взять талончик в автомате, но сохранять его не нужно. Оплата для гостей посуточная и оплачивается вместе с суммой за проживание во время выезда. В отеле мы брали полупансион (завтрак и ужин), который также порадовал вкусным и разнообразным шведским столом. Опатия, расположенная у подножия горы Учки, славится своим климатом, шикарными отелями и виллами, садами и парками, раскинулась на десятки километров вдоль моря. Несмотря на немаленькие расстояния, за два дня мы обошли весь город вдоль и поперек. Очень понравилась набережная, которая тянется на несколько километров, иногда превращаясь в узенькую тропинку, нависающую над морем. Пройдя по тропинке-набережной мимо символа Опатии девушки с чайкой и других достопримечательностей, мы пришли в порт, с причаленными яхтами и лодками, на берегу которого, раскинулся Старый город. Небо на закате окрасилось в сиреневый цвет, добавляя колорита и без того прекрасному месту. Еще большей привлекательности месту добавляли удары церковного колокола, доносившиеся из Старого города. В прибрежных ресторанчиках и кафе отдыхали туристы, а наше внимание привлекли многочисленные кошки, которые лежали на камнях и отдыхали после утомительного для них солнечного дня. Некоторые из них оказались очень даже ласковыми. Вообще, Хорватия меня порадовала изобилием так любимых мною питомцев, такое количество кошек я встречала разве что на Мальте. День 4 (29.05) Опатия – Хум – Роч – Бузет - Опатия На следующее утро я побежала уже проверенным маршрутом встречать рассвет на набережной и изучать Старый город, муж меня не поддержал, решив подольше провести время в постели. Погуляла я славно, утро было чудесным и как я люблю, безлюдным, изучив все закоулки Старого города и нагуляв аппетит, через пару-тройку часов я вернулась в отель на завтрак. После завтрака, мне уже было неинтересно снова идти в город, заняться было нечем, и мы решили отклониться от плана и съездить в такие города как Бузет, Хум и Роч. Дорога шла через платный туннель, прорубленный высоко в горе Учка, представляя собой достопримечательность. На саму гору со смотровой площадкой, мы заезжать не стали, так как небо было нечистым, над горой то и дело собирались дождевые тучи. Избежать дождя нам все-таки не удалось, было обидно покинуть солнечную Опатию, и отправиться на поиски дождливых городков. Старый город Бузета, как и большинство городов на Истрии раскинулся высоко на холме, оставив современный город лежать внизу. Нам удалось въехать по узкой старинной дороге в самое сердце Старого города, так как запрещающих знаков не было. В некоторые города въезд в Старый город запрещен, заставляя туристов оставлять машины на парковках и пониматься пешком, но при этом парковка для местных жителей разрешена, что ничуть не уменьшает количество машин на узеньких улочках. Наиболее привлекательным из трех посещенных нами городков показался Хум, хотя ни один из них особого впечатления не произвел. Хум является самым маленьким городом в мире и в связи с этим, занесен в книгу рекордов Гинеса, хотя мне он показался не больше и не меньше любого другого городка, ну все же, хорватам и Гинесу виднее. Больше всего понравилась дорога в Хум, узенькая петляющая асфальтовая дорожка, проложенная сквозь густые заросли деревьев. Оказалось, что это не единственная дорога, обратно мы ехали в Роч уже по другой дороге. Роч напоминал Хум, и мало чем от него отличался, по размеру мне он показался даже меньше. В Роче нас все-таки настигнул дождь, как не пытались мы от него сбежать. Возвращаясь в Опатию под уже сильным ливнем, мы пропустили свой поворот и отмахали лишние километры. Вернувшись в Опатию, я все же решилась на подвиг – окунуться в море, сделав, таким образом, открытие купального сезона. К сожалению, уже вечерело и на поиски хорошего пляжа у нас не было времени, пришлось делать заплыв с бетонной плиты городской набережной. Море оказалось уже в меру теплым. Купаться я не спешила, в Опатии я и вовсе не планировала этого делать, так как для пляжного отдыха было отведено 6 дней в Порече. День 5 (30.05) Опатия – Пломин - Лабин - Светвинченат - Ровинь. На следующее утро мы покидали Опатию в сторону Ровиня. Дорога наша петляла вдоль морского побережья и была самой красивой в этой поездке. По пути в Ровинь мы заглянули еще в три городка. Первым был Пломин, со смотровой площадки которого открывается вид на Пломинский залив. На берегу залива дымилась угольная электростанция. Пломин крошечный полуразрушенный городок зацепил каким-то неведомым очарованием, тишиной и спокойствием, возвращаясь обратно, я удивилась, увидев выбежавших из-за покосившейся двери одного домика детей, уже было, подумав, что жизнь в городе давно остановилась. Этот городок полностью пешеходный, мы припарковали авто возле дороги рядом с каким-то ресторанчиком. Следующий город был Лабин. Парковка нашлась в стороне большая и бесплатная в трех минутах ходьбы, в то время как в самом городе у входа в Старый город предлагались платные парковки с почасовой оплатой. Город также раскинулся на холме и прекрасно просматривался с нашей парковки. Лабин понравился и даже очень, его не хотелось покидать, дождавшись, когда прибывшая толпа туристов покинет город, я еще раз его обошла и сфотографировала полюбившиеся места. После прогулки мы отправились пообедать в один из ресторанов современной части города. Полюбившийся в одном из ресторанов Опатии рыбный суп, здесь предстал в другом исполнении, и в дальнейшем, когда мы его заказывали, он каждый раз был разным, но, правда, всегда вкусным. Далее мы заехали в крошечный городок Светвинченат, главной достопримечательностью которого является замок. Место интересное, но было жаль, что отсутствовала возможность зайти внутрь замка. По дороге в Ровинь нас застал ливень, временами из-за потока воды видимость была нулевая, мы двигались максимум 20 км в час. Подъехав к шлагбауму отеля «Валдалисо 2*» мы около часа сидели в машине, надеясь, что вот-вот дождь прекратится, и мы сможем выйти. Наконец, когда ливень стих и превратился в простой дождь, мы, проехав мимо открывшегося шлагбаума, подъехали к главному корпусу отеля, на первом этаже которого располагался ресепшен. Номер нам предоставили в этом же корпусе, несмотря на то, что бронировали мы его в дополнительном корпусе, номера в котором стоят на порядок дешевле. Автомобиль мы припарковали на бесплатной парковке между деревьями. Номер оказался просторным и самым комфортным из всех в этой поездке. За окном погода стала налаживаться, и мы решили поехать в Ровинь. Но с первой попытки нам это не удалось. Дело в том, что сильный ливень размыл насыпанную гору с землей и превратил улицы в реки с рыжей водой. В одном месте было слишком глубоко и мы не рискнули на арендованном авто переправляться через рыжее озеро. Вернувшись в отель, мы решили воспользоваться водным такси. До Ровиня за несколько минут можно добраться на катере стоимостью 20 кун за билет в одну сторону. С водным такси также возникли проблемы, на море был шторм, и катер, в назначенной время не прибыл. Ровинь светился на противоположном берегу и дразнил своей красотой, расстроенные мы пошли осматривать окрестности отеля. Прогулявшись, мы решили еще раз попытать счастья, попробовав поискать другую дорогу в Ровинь. Другая дорога также превратилась в реку, собрав целую колонну автомобилей. За самыми смелыми мы и увязались, проехав размытые участки. Впервые мы увидели на дороге полицейских, которые дежурили и регулировали движение на самых затопленных участках. Наконец мы прибыли в Ровинь, припарковавшись на одной из платных парковок на пристани. С одной стороны города была парковка со шлагбаумом, где оплата происходила по факту во время выезда, а с другой стороны оплата производилась сразу через автомат. Для этого была необходима мелочь, которую нам любезно поменяли в рядом стоящем киоске. Полученный после оплаты талончик необходимо поместить на панель под лобовое стекло. В случае если вы вовремя не пришли, вам выписывают штраф и блокируют колеса. Такая парковка оказалась очень неудобной, потому как, заплатив за два часа, нам пришлось сломя голову нестись обратно в назначенное время. В дальнейшем мы пользовались другой парковкой, с другой стороны города, правда, бесконтрольное гуляние по Ровиню, выливалось нам в «кругленькую» сумму. Стоимость часа на обеих парковках составляла 5 кун. В Ровинь мы прибыли уже на закате, полюбовавшись городом в дневном, а затем в ночном свете. Первый ужин в Ровине внес нотку разочарования, заказав в одном из кафе самое примитивное блюдо спагетти с морепродуктами и получив какое–то непонятное месиво. Это было единственный раз, в дальнейшем ни с чем подобным мы уже не сталкивались. Рестораны старались выбирать итальянские, каковых в Ровине хоть отбавляй. С первых минут знакомства с Ровинем город запал мне в душу и навсегда поселился в моем сердце. Это самый романтичный из всех городов, которые я когда-либо видела. Гуляя по городу я испытывала и счастье, и одновременно грусть от мысли, как же я буду жить дальше без своего Ровиня. Город, казалось, чувствовал мое настроение, показывая свои самые потаенные уголки, уводя по узеньким лабиринтам улиц. В Ровинь мы приезжали много раз, и каждый раз он открывался нам с новой стороны, демонстрируя свое очарование. Рассветы и закаты в Ровине это что-то умопомрачительное, даже мой неромантичный муж и тот поддался чудной атмосфере этого прекрасного города. Отель «Валдалисо» нам понравился, но уж больно далековато от города он находился, а платить каждый раз за парковку в Ровине дорого. Этот отель подходит для любителей пляжного отдыха с редкими вылазками в город. Пляж в отеле на удивление настоящий, песочно-галечный, жаль, что покупаться нам так и не удалось из-за плохой погоды и шторма, в результате которого море стало грязным. День 6 (31.05) Ровинь. Следующий день мы решили полностью посвятить Ровиню. На море бушевал шторм, снова поездка в город на катере отменилась. Дороги к тому времени просохли, и мы быстро добрались по уже известному маршруту. Большие волны принесли к берегам Ровиня кучи мусора, а люди на рынке пытались удержать свой инвентарь от порывов сильного ветра. Отправившись в такой ветер на колокольню главной достопримечательности Ровиня собора Святой Евфимии, я совершила ошибку. Наверху я с трудом удерживалась на ногах, ветер то и дело порывался вырвать у меня из рук фотоаппарат. Не смотря на это, виды сверху на Ровинь и близлежащие острова впечатлили. После прогулки по Ровиню мы отправились в парк Пунта Корренте на Золотой мыс. Дорожка петляла вдоль берега моря, минуя несколько отелей, и оказалась для пеших прогулок не близкой. Из-за непогоды территории отелей и пляжи пустовали, а тишину нарушали сильные удары какого-то гигантского отбойного молотка, что изрядно подпортило впечатление от прогулки. Как выяснилось позже, в том районе шло строительство нового отеля. Гостям расположенных по соседству отелей можно было только посочувствовать. В парке мы не нашли экзотических растений, о которых писал путеводитель, а нашли очень удобные многочисленные дорожки для велосипедных прогулок в тенистых зарослях сосен и других деревьев. Велосипеды в Ровине мы не планировали брать на прокат, решив, что в Порече у нас будет больше для этого времени. Цены на велосипеды в Ровине (20 кун в час за велосипед) нас также отпугнули. Нагулявшись, уставшие мы поехали отдохнуть в отель, а вечером снова вернулись в Ровинь, чтобы поужинать в одном из итальянских ресторанов и прогуляться. Ветер стих и волны успокоились, город предстал в новом обличии, даря спокойствие, умиротворенность. Закат был такой красоты, что, уверена, не способен был оставить никого равнодушным. Возвращаясь в потемках, мы заметили, что в авто не горит одна фара, с такими случаями мы еще не сталкивались и что делать мы не знали. Ну что ж придется как то выпутываться, звонить в кампанию или самим менять лампочку все же придется, так как фары необходимо включать даже в дневной свет во избежание штрафа. День 7 (01.06) Ровинь – Бале - Воднян - Пула – Мыс Каменяк – Ровинь. В очередной раз пожалела, что поселились вдалеке от Ровиня. С утра пораньше пришлось будить мужа, чтобы отвез меня на встречу рассвета. Сам он хоть и сказал, что тоже хочет поехать с утра в Ровинь, уверена, предпочел бы поспать часок другой, пока я гуляю. Утро встретило легкой прохладной свежестью, удивительно синим небом без единого облачка и спокойным синим морем. Утро подарило новые впечатления, то, что невозможно увидеть днем и вечером. Единственными хозяевами города в этот ранний час были птицы и кошки. Чайки и голуби дербанили выставленные пакеты с мусором, а самые смелые стащили несколько батонов возле булочной, побросали их со стола на землю и дружно поклевывали. О Бале я узнала из путеводителя. Очаровательный городок, расположенный на холме, привлекает своим замком, церковью, вымощенными улочками и домиками в венецианском стиле. Городок хоть и маленький, но очень уютный и симпатичный. Очень рекомендую для посещения. Воднян оказался значительно крупнее, с широкими проездными улицами, в центре имеется парочка интересных зданий, не считая церкви, но прогулка по нему не доставила удовольствия, так как в целом город выглядел серым и неуютным на наш взгляд. В Пуле, припарковавшись в порту на три часа, мы отправились на осмотр достопримечательностей. Первым делом мы отправились в Колизей. Дорога туда была неблизкая, позволившая осмотреться в городе. Первое впечатление неоднозначное. Город не похож на другие города Хорватии, показался неухоженным, неуютным, достопримечательности находятся далеко друг от друга, даже с навигатором трудно было сориентироваться. Несмотря на то, что некоторые достопримечательности мне понравились, город в целом меня разочаровал. Вход в Колизей стоил на наш взгляд неоправданно дорого, мы не стали заходить, и как выяснилось через несколько минут, правильно сделали. Решив обойти Колизей вокруг, мы вышли на возвышенность, с которой он хорошо просматривался изнутри. Наибольшее впечатление в Пуле на меня произвел древнеримский Храм Августа на площади Республики. Закончив прогулку раньше запланированного времени, мы решили осмотреть окрестности расположенные вблизи Пулы. Так случайно мы набрели на мыс Каменяк, заплатив на въезде еще не зная за что 20 кун, в ответ, получив пакет и буклет, напоминающий о том, что не нужно сорить. Изначально я подумала, что мыс Каменяк это парк, а буклет, который нам дали, маршрут проезда по парку. На мысе куча грунтовых дорог с направлениями проложенных преимущественно по лесу. Названий было много, куда ехать и что искать мы не знали. В некотором смысле было даже интересно. Выбрав наугад одно из направлений, мы выехали на берег моря. На берегу было очень ветрено, мы хотели уже было уехать, как увидели тропинку, ведущую сквозь лес вдоль берега моря. Пройдя по ней, мы вышли на другую сторону мыса, где было безветренно и потрясающе красиво. Белый скалистый берег и синее море очень напоминали так полюбившийся мне в прошлой поездке Мальтийский пейзаж. Место чудное и почти безлюдное, в сезон там, наверное, пооживленнее. Здесь как нигде чувствовалось единение с природой. Тропинка тянулась вдоль всего берега моря, представляя собой рай для любителей пеших прогулок. Уезжая, мы решили заглянуть еще в пару своротов, где были также найдены чудесные уголки для отдыха и купания. Возвращаясь, мы снова заглянули в Ровинь чтобы поужинать в полюбившемся ресторане и снова пройти по полюбившемся местам. Закат в тот вечер был фантастическим. Прогуляли мы до позднего вечера, прощаясь с Ровинем, так как утром нам предстоял отъезд в Пореч. В тот вечер мы еще не знали, что через несколько дней мы снова сюда вернемся. День 8 (02.06) Ровинь – Врсар – Фунтана - Пореч. Первое знакомство с Врсаром состоялось по дороге в Пореч. Припарковались мы в центре города возле церкви. Первым делом я отметилась на звоннице, полюбовавшись на Врсар и его окрестности сверху. Рядом с церковью мы обнаружили смотровую площадку со спускающейся вниз лестницей, ведущую на пляж и в порт. С площадки открывался красивый вид на многочисленные маленькие острова. Пляжи в городке представлены разные: галечные, скалистые, а также оборудованные бетонированные. Очень приятное впечатление произвел городок, мы решили, что еще вернемся сюда, так как от Пореча до него рукой подать. По дороге на минутку заглянули в Фунтану, ничего из достопримечательностей, кроме церкви, мы там не обнаружили. Пореч мое самое сильное разочарование в поездке. Но здесь скорей всего вина не города, а моя плохая подготовка. В Порече у нас был забронирован отель «Piсal 3*». К выбору отеля на срок 6 ночей я подошла наиболее тщательно, перелопатив кучу отзывов. Практика показала обратное. Отель имел неплохую репутацию среди иностранцев. Ошибка заключалась в том, что изучая отзывы, я не учла возраст туристов. Как оказалось, главными постояльцами отеля были пенсионеры из Европы, которые приезжали в отель целыми автобусами. Сам отель старый, советской уродливой постройки, в холле стоит запах сырости, а дорожки в коридорах уже давно свое отжили. Номер не порадовал чем-то особенным, был скромен и не очень комфортен. Единственное что радовало в номере, это наличие балкона со скамейкой, столиком и сушилкой для белья. Большим утешением также послужил шикарный шведский стол на завтрак и особенно на ужин. Такой вкусной еды и такого многообразия мы не видели нигде. Единственное что не давало в полной мере насладиться вкусной едой, это готовка, жарка пищи прямо в ресторане, плохая вытяжка и отсутствие открытой веранды. С тоской вспоминали наши завтраки на свежем воздухе в отеле Valdaliso в Ровине. Еще пара плюсов отеля это наличие бесплатной большой парковки и работа reception. Администраторами в отеле были солидного возраста мужчины, очень приветливые и всегда готовые помочь. На этот город я возлагала большие надежды, такие как пляжный отдых, катание на велосипедах, а также утренние и вечерние прогулки в Пореч. Отель был выбран благодаря своей близости к городу. В итоге расположение отеля оказалось самым большим разочарованием. Разобрав вещи, мы отправились на осмотр окрестностей. В отеле имелся бассейн, но сама серая, неуютная территория не вызвала во мне желание присоединиться к другим отдыхающим. Пляж находился близко, но разочаровал холодным морем и бетонированными пирсами для захода в море. Правда, пройдя вперед, был все же найден галечный заход в море. Цвет моря сильно отличался от цвета моря в Средней Далмации. Я поняла, что ужасно скучаю по лазурному морю и высоким скалистым горам, а также по шикарному серпантину, проложенному вдоль всего побережья Далмации. Рядом с пляжем был найден спортивный клуб отеля, который предлагал различный спортивный инвентарь на прокат, в том числе и прокат велосипедов. Стоимость велосипедов 20 кун в час за велосипед, 50 кун за 3 часа и 90 кун за день, на наш взгляд просто «обдираловка». Муж, сославшись на усталость, отправился в отель отдыхать, а я пошла дальше, осматривать окрестности. До Пореча, казалось, рукой подать, но дорожка, проложенная вдоль моря, постоянно петляла и в итоге и вовсе закончилась, упершись в здание ресторана. Пришлось через сосновые заросли выбираться на дорогу. По этой дороге транспорт не ходит за исключением туристического поезда стоимость 10 кун в одну сторону. Поезд ходит с интервалом в 40 минут, останавливается возле отелей Pical, Zagreb и других, конечная остановка Пореч. Воспользоваться этим транспортом нам так ни разу и не удалось, правда, мы не сильно к этому и стремились. Сама дорога от отеля в Пореч малоприятная для прогулки, с жуткими заборами , картинка совершенная не свойственная Хорватии. Пореч встретил неприветливо, снова погода пыталась испортить впечатление. И у нее это получилось. Находящийся всего в каких-то 30 километрах от Ровиня, Пореч не имел даже малейшего намека на сходство с полюбившимся мне городом. Совершенно другая атмосфера, никакой романтики, кругом снует народ, суета, кучи устремленных на тебя глаз зазывал кафе и магазинов. Не успела я шагнуть в город, как тут же мне сунули рекламный буклет аквариума, объяснив при этом как к нему пройти, хоть я и не просила. Висевший у входа прайс меня развернул в обратном направлении, да и что я не видела в этих аквариумах. Обойдя город, на меня нахлынула такая тоска, что стали накатываться слезы, которые смешались с начавшимся дождем. Не берусь утверждать, что сам город неинтересный и непривлекательный. Безусловно, там есть что посмотреть, кому то Пореч нравится даже больше Ровиня, ведь как водится, каждый выбирает свое, сколько людей - столько мнений. Никого не хочу отпугнуть от проведения отпуска в Порече, просто не советую отели, находящие на этой линии, возможно расположение других отелей вас порадует, несмотря на удаленность от города. Хотя если пользоваться услугами туристического поезда, то проехав вы можете не заметить того безобразия, которые можно наблюдать отправившись в город пешком. А может кто-то и вовсе не придаст этим мелочам значение. Решать вам. День 9 (03.06) Пореч – Новиград – Умаг – Буйе - Грожнян – Вишнян – Пореч. Следующий день порадовал солнышком, мы решили провести немного времени на пляже. Правда залезть в холодную воду я так и не смогла себя заставить. Не получив удовольствия от пляжного отдыха, мы отправились покорять города. В Новиграде мы припарковались возле какого-то ресторанчика на бесплатной парковке. Городок симпатичный, но очень маленький, осмотр его не занял много времени, через несколько минут мы уже продолжили путь, по дороге купив клубники и черешни у фермеров. Изначально в Умаг я не планировала заглядывать, ну раз уж он был по пути, то решили заехать. В Умаге пришлось покрутиться в поисках бесплатной парковки, тратиться на платную не хотелось, так как не знали, сколько времени займет прогулка. Рядом с платной парковкой на дороге, повернув, мы нашли бесплатную, без асфальтового покрытия. Убедившись, что у других машин никаких талончиков на панели не лежит, мы отправились на прогулку. Городок очень понравился, было бы обидно пропустить его. Очень понравилась церковь с колокольней, набережная, да и в целом очень приятный городок, есть, где погулять. Следующий городок назывался Буйе. Парковки в городе были бесплатными, как и у большинства небольших городков. Городок показался немаленьким, имел две церкви и две колокольни, что большая редкость. В целом городок большого впечатления на меня не произвел, духом средневековья я здесь не прониклась. Следующая остановка - городок Грожнян, любимец среди туристов, в чем мы и убедились, побывав в нем. Не смотря на то, что туристический сезон только впереди, Грожнян был переполнен туристами. Рядом с городом имелась бесплатная парковка, въезд в сам город на авто невозможен, городок маленький и полностью пешеходный. Дальше мы планировали отправиться в Мотовун, сфотографировав город с трассы, мы каким-то чудесным образом его проехали. Времени на возвращение и поиск пропавшей дороги в город у нас не было, решили отложить поездку до следующего раза. Возвращаясь обратно, мы заглянули на пару минут в Вишнян. Мой путеводитель об этом городе умалчивал, несмотря на это пару симпатичных фото нам все же удалось сделать. Вечером после ужина мы отправились на берег моря провожать закат, и за разговором, не заметили, как дошли до Пореча. Придя на площадь, мы стали свидетелями небольшого концерта народного пения. День 10 (04.06) Пореч – Берам - Пазин– Грачище – Пореч. По дороге в Пазин, мы заглянули в Берам, как советовал наш путеводитель, хотя на карте этого городка почему-то не было. Городок проездной, можно заехать на авто в самый центр. Подъезжая к Пазину, мы впервые попали в пробку. Город оказался крупным, являясь, как отмечает путеводитель административно-промышленным центром Истрии. Город знаменит своей Пазинской ямой и замком. Припарковавшись на большой бесплатной парковке возле кладбища, мы отправились на поиски замка и ямы. Пришлось немного поблуждать, прежде чем указатели привели нас к замку. Рядом с замком находилась и яма. И замок и яма очень понравились. Яма представляла собой каньон с гротом, внизу которого проложена тропинка. На поиски входа в яму мы и отправились. Вход в парк мы нашли возле большого моста, нависающего над каньоном. Вход в 30 кун за билет опять выглядел грабительски. Изучив карту местности на стенде, муж обратил внимание, что у парка имеется два входа. Чтобы добраться до второго входа нам пришлось пройти через весь город, отчаявшиеся уж было найти этот вход, уставшие и проголодавшиеся мы вышли к одному ресторану с прекрасным видом на яму и город. Пообедав в ресторане, мы увидели, как откуда-то снизу поднялись иностранные туристы, которых мы повстречали у первого входа. Второй вход-выход оказался прямо под нами. Спустившись и не обнаружив кого-либо возле билетной кассы, мы довольные тем, что удалось-таки сэкономить, отправились на покорение Пазинской ямы. Дорога вела серпантином по лесу, спускаясь плавно вниз. Соприкоснувшись снова с природой, мы ликовали, так хорошо нам было. Внизу шумела река, и сквозь листву просматривался огромный грот. Входа в грот не было, насколько было известно, он посещается только со специальным сопровождением. Спустившись к мостику, мы разглядели в траве протоптанную тропинку, и решили что мы это не мы, если все тут внимательно не изучим. Тропинка постепенно ушла в высокие заросли, была скользкой и грязной из-за недавних дождей. Кульминацией маршрута был порожистый водопад. Перепачкавшись, мы вернулись к мостику и стали отмывать грязь, в результате напугали двух иностранок, которые завидев нас, решили возвратиться обратно. Прогулка по Пазину заняла много времени, в итоге мы поняли, что опять не успеваем в Мотовун. Напоследок мы решили заглянуть в небольшой городок расположенный всего в восьми километрах от Пазина. Приехав в Грачище, мы обнаружили на нашем авто спущенное колесо. Ехать было нельзя, а шиномонтажкой поблизости и "не пахло". Оставив мужа наедине с проблемой, я отправилась на покорение города. Грачище, расположенный на холме, представлял собой маленький полуразрушенный средневековый городок. У входа в город висел план города, что меня крайне удивило. Городок не пользовался популярностью среди туристов, и практически полное отсутствие жизни на первый взгляд придало месту особую привлекательность. Но жизнь вскоре была найдена, и мне даже удалось подружиться с собачкой, которая все никак не хотела меня отпускать. В городе было найдено две церкви, маленькое древнее кладбище, полуразрушенные здания венецианской постройки. Времени, которого я потратила на осмотр города, хватило моему мужу, чтобы поменять колеса местами. Нагрузка на переднее колесо, таким образом, снялась, что позволило спокойно добраться до города. Запасное новое колесо лежало в багажнике, но муж решил им пока не пользоваться. День 11 (05.06) Пореч - Мотовун – Опрталь - Истарске Топлице – Пореч. Наконец удалось уговорить мужа совершить дневную прогулку в Пореч. День выдался солнечным, и я рассчитывала изменить свое мнение о Порече. Солнышко, безусловно, сделало свое дело, городок переливался красками и выглядел приветливо. Подкачав накануне спущенное колесо на заправке через аппарат бесплатной подкачки, мы поехали в Мотовун. По дороге мы заехали в деревню Нова Вас, где располагалась пещера Бередине. Саму пещеру мне не хотелось посещать в солнечную погоду, было просто интересно, как она выглядит снаружи. По указателям мы быстро нашли то, что нам нужно. Пещеры у меня всегда ассоциировались с горами. К удивлению никакой горы мы не обнаружили, а пещера представляла собой большую яму, с ведущей вниз лестницей. Дорога в Мотовун привела нас на парковку, где парковщик попытался сунуть нам талончик. Плата за парковку была выше, чем где либо, и мы, получившие опыт поиска бесплатных парковок, не упустили шанс это сделать. Парковка была найдена в одном укромном месте возле зарослей фруктовых деревьев. Как и большинство средневековых городков Истрии, Мотовун располагается на холме, подняться в центр можно по многочисленным древним ступенькам либо по дороге. Мы выбрали первый более интересный вариант. Город обнесен крепостной стеной, откуда открывается симпатичный вид на ближайшие окрестности. Для посещения Мотовуна мы выбрали, наверное, самый жаркий день нашего пребывания в Хорватии. С одной стороны светило солнышко, и виды были прекрасны, с другой стороны подъем в гору был очень тяжел, а найти тень в Мотовуне можно лишь в небольших сувенирных магазинчиках или под зонтиком кафе, но даже нам в «не сезон» это не удалось, все места были заняты. На и без того, тесных узеньких улочках были натыканы машины местных жителей, в результате чего окунуться в средневековье не удалось, современность, по моему мнению, никак не вписывалась в местный пейзаж. Жемчужину Истрии Опрталь, как описывал мой путеводитель, мы не могли проехать мимо. Городок также располагался высоко на холме, и дорога туда вела очень интересная, серпантином виляя с одного холма на другой. Туда стоит съездить поклонникам Мотовуна, который расположился на соседнем холме, и был виден с Опрталя в новом ракурсе. Из города также можно полюбоваться холмами, на которых ступеньками расположились цветущие поля. В нетуристическом городке мы оказались также не одиноки, в городе праздновалась свадьба. В городке мы с удивлением обнаружили крошечный симпатичный отель, находящийся на краю холма, возле бассейна которого отдыхали туристы. Об Исторски Топлицах мы узнали случайно, наткнувшись на стенд с картой. Эта местность была обозначена как горная и мы как любители горных пейзажей ей заинтересовались. Приехав на место, мы обнаружили симпатичную парковую зону, на которой располагалась здравница. Вокруг возвышались высокие скалы и были проложены дорожки и тропинки. Припарковались мы на большой бесплатной парковке и оправились по тропе в сторону лесных зарослей. К сожалению, приехали мы уже вечером, облепившие нас комары не дали нам углубиться далеко, а вскоре и вовсе выгнали, напомнив, что пора возвращаться в отель на ужин. Вдоль тропы мы обнаружили шелковицу с наполовину поспевшими ягодками, которыми не пренебрегли полакомиться, вспоминая детство. День 12 (06.06) Пореч – Врсар – Лимский залив – Ровинь – Пореч. День снова выдался солнечный, лето набирало обороты. Но море в Порече по-прежнему было холодным, и мы решили отправиться путешествовать. Так как план посещения достопримечательностей был выполнен, и даже перевыполнен, муж меня обрадовал, что мы снова можем навестить Ровинь. По пути мы решили немного «попляжиться» во Врсаре и пообедать знаменитыми мидиями на Лимском заливе. Во Врсаре вода показалась намного чище и теплее. Накупавшись и позагорав на лежаках неизвестно кому принадлежавших, мы решили еще раз прогуляться по уже знакомому городу. Следующая остановка – Лимский залив. Парковка в заливе большая, вмещала огромное количество не только авто, но и туристических автобусов. В заливе развернута активная торговля различным местным промыслом. Покупками мы пренебрегли, а вот в ресторан решили заглянуть. Один из ресторанов был переполнен людьми, а другой пустовал. Сначала мы заглянули в переполненный, но просидев за столиком несколько минут, не смогли привлечь к себе внимание. В пустовавшем ресторане нас встретили и проводили к столикам. Цены в меню оказались дешевле, чем в предыдущем. Меню предлагало блюдо с мидиями весом восемьсот грамм, я попросила полпорции. Даже такой порции оказалось слишком много, но, тем не менее, с помощью мужа я справилась. Прогулявшись вдоль залива, мы двинулись дальше в путь. Ровинь нас встретил в новом обличии. Все тот же прекрасный и романтичный, но уже более оживленный. На улочках появились художники, на каждом шагу на домах были вывешены произведения искусства, а сувенирные лавочки пестрели от представленных в них товаров. День 13 (07.06) Пореч – Ровинь – Пореч. Последний день нашего пребывания на Истрии, завтра отъезд в Загреб. Не было сомнений, как я хочу провести последний день нашего отдыха. Конечно, Ровинь! Муж был не против, и мы снова едем в Ровинь воспользовавшись автобаном, чтобы побыстрее добраться до места назначения. В распоряжении у нас был целый день, и парковка могла обойтись нам в «недешево», покрутившись немного, мы без труда нашли место бесплатной парковки. Правда, до Старого города пришлось идти несколько минут, но для нас это не проблема, а только удовольствие. Погода была сказочной, лето было в самом разгаре, а у нас последний день. Перед глазами пронеслись все дни, проведенные в Истрии. Где были, что видели, ничего не помню, только мысль о том, что так мало времени уделили Ровиню. А город все удивлял и удивлял. Подойдя к нашей бывшей платной парковке, мы увидели стенд с рекламой, которая предлагала на прокат велосипеды стоимостью 5 кун в час, которой еще вчера не было. Мы решили после пешей прогулки вернуться и арендовать велосипеды. Мы снова обошли все полюбившиеся мне места, а это был весь Ровинь, каждый закоулочек, навестили кошек, с которыми успели подружиться. Наконец-то и муж признался, что город действительно чудесный. Как бальзам на душу. После купания в восхитительных водах Ровиня и загорания, мы вернулись на парковку, чтобы арендовать велосипеды. Процедура аренды велосипедов такая же, как и авто, очень удобная, берешь талон с обозначенным временем, возвращаешься, когда тебе нужно и платишь по факту. Велосипеды достались новые, с хорошими скоростями. Сколько километров мы проехали за три часа, ответить не берусь. Проехав через Ровинь, мы двинулись по уже знакомой дороге в сторону Золотого мыса. Насколько и здесь все изменилось с приходом лета, природа благоухала, море потрясающе красивое, уютные песочно-галечные пляжики. Я конечно же не отказала себе в удовольствие искупаться в прозрачных водах с видом на Ровинь. Дорога на Золотой мыс доставила несравненное удовольствие. У входа в парк были выставлены на прокат велосипеды стоимость 20 кун в час за велосипед. Мы снова удивились такому разбросу цен и порадовались нашей удаче. Дорога петляла вдоль берега моря сквозь заросли леса. Вскоре мы поняли, что Ровинь и Золотой мыс остались далеко позади, а дорога все петляет и петляет, уводя в неизвестном направлении. Скалистые берега, мимо которых мы проезжали очень напоминали мыс Каменяк. Вскоре мы заехали в какую-то курортную зону с одноэтажными домиками и огромным кемпингом. А проехав еще, мы с удивлением обнаружили, что попали в нудистский кемпинговый парк. Все-таки, не избежать нам встречи с нудистами! Смеясь, мы вспомнили, как на днях чуть было не посетили это место, еще и за деньги, подумав, что вывеска Park Nature это какой-то парк природы. Причем увидев вывеску, я возмущалась, глядя в путеводитель, почему об этом парке не сказано ни слова. Хорошо, что мы уточнили на въезде, что именно это за парк. А таких парков-пляжей и нудистских кемпингов в Хорватии не мало, что ни сделаешь ради туристов! Обратно мы возвращались уже с многочисленными остановками, хорошо на каждом шагу были лавочки. Это был самый лучший день нашего пребывания в Хорватии, самый насыщенный, самый теплый, самый прекрасный. К глубокому сожалению, он был последний, не считая завтрашней поездки в Загреб. Вечером за ужином мы впервые за всю поездку отметили завершение нашего отпуска бокалом местного вина и шампанского. Шампанское и сок на выбор достались в подарок от отеля, как я поняла, каждую неделю в отеле предлагается «welcome drink» (приветственный напиток), ну а для нас он получился как «прощальный напиток». День 14 (08.06) Пореч - Загреб. Попрощавшись с отелем мы отправились в сторону Загреба. Так как покидать Истрию так быстро нам не хотелось, мы решили поехать длинным путем, по той живописной дороге, которая нас порадовала своими пейзажами из Опатии в Ровинь. Лишь один участок дороги из Пазина в Пломин нам оказался незнаком. С этой дороги мы полюбовались красотой горного хребта Учка. Проезжая уже знакомый Пломинский залив, мы увидели кафе, расположенное на краю высокого обрыва. Решив передохнуть в нем с дороги, мы обнаружили, какие прекрасные виды открываются с весящей над пропастью веранды. Опатию мы случайно проехали другой дорогой, минуя центр, и опомнились уже на выезде по дороге в Риеку. Это обстоятельство меня огорчило, так хотелось напоследок еще раз прогуляться по красивому центру и искупаться в море. При подъезде к Риеке мы решили сделать остановку возле кафе на берегу небольшого галечного пляжа с большой парковкой в тенистых зарослях. Пообедав, я отправилась на пляж. Море здесь было не очень чистым, но в жару, для меня оно было восхитительным. На пляже имелся душ, что очень порадовало. Автобан из Риеки в Загреб был проложен по очень красивой живописной горной местности. Как всегда, ненасытные во впечатлениях, по пути мы решили посетить национальный парк Ризняк. Но затратив больше времени в дороге, чем рассчитывали, решили полюбоваться парком с дороги. С сожалением также подумала о невозможности запечатлеть эту красоту из-за переполненных карт памяти. Автобан был шикарный и свободный от машин, один из лучших виденных нами в Европе. Подъезжая к Загребу, мы забыли вовремя настроить уснувший на автобане навигатор, машина въехала в поток стремительно несущихся машин. Поездки по Истрии очень расслабили, мы совсем отвыкли от оживленного городского движения. Потоком нас вынесло в город с многочисленными перекрестками, кругами и светофорами. Мы держали ориентир на центр города. Уснувший навигатор, не подводивший почти ни разу, отказывался работать. Подъезжая к центру, муж сумел сориентироваться, и отель был найден, хоть и пришлось понервничать. Хорошо мы забронировали тот же показавшийся уже родным, отель Lisinski. К сожалению, сил на длительную прогулку у моего мужа уже не было, а меня одну он побоялся отпускать, зная мою проблему с ориентированием. Мы прогулялись немного по знакомым улочкам, не забыв навестить собор, который на закате был необычайно красив, и еще раз сделали прощальный кружок на туристическом поезде. День 15 (09.06) Загреб - аэропорт Утром выехали в аэропорт с приличным запасом времени, в итоге дорога в несколько минут, сдача авто и два часа загорания на лавочке в парковой зоне возле здания аэропорта. В 14-00 наш самолет покинул хорватскую землю. Итоги поездки. Итого в поездке включая все расходы (авиабилеты, аренду авто, бензин, отели и т.д) было потрачено около 82500 рублей. Чуть больше бы нам обошлась путевка в отель «Парк» в Ровине на двоих на две недели с завтраками. Несмотря на то, что мы здорово сэкономили, чувство сожаления о том, что мы так мало времени уделили пребыванию в Ровине, не покидало меня. С удовольствием порекомендовала бы поездку в Хорватию, особенно тем людям, которые еще не избалованы отдыхом в Европе. Хотя в Хорватию летом едет вся Европа. Побывав практически везде в Хорватии, за исключением ее островной части, хочу выделить наиболее полюбившиеся мне места: это вся Средняя Далмация, особенно город Макарска, Дубровник в Южной Далмации и Ровинь на Истрии. Несмотря на безграничную любовь к Ровиню, предпочтение отдаю Средней Далмации, благодаря ее высоким горам, живописной петляющей дороге высоко проложенной вдоль всего морского побережья, красивой архитектуре городов, преобладанием европейского контингента туристов. В Хорватии прекрасные дороги, в «не сезон» еще и полупустынные. Идеальное место для тех, кто еще не имеет опыта вождения за рубежом, для того чтобы научиться. Навигатор использовался в основном для поиска отеля в городе, везде указатели, в том числе и на отели, очень легко ориентироваться. На новой машине в чужой стране страшно только в первый день, в последующие дни чувствуешь себя уверенно. Хорваты доброжелательные и спокойные. Язык прост в понимании, легок в запоминании, часто вызывает улыбку, например, Glavni Kolodvor - главный вокзал, Privredna Banka Zagreb (Banka это банк, а вот что означает «привредна» остается только догадываться:) Dobro dosli – добро пожаловать, Pozor! – Внимание, Ulaz – вход, Otvoreno – открыто, Veliki Capuccino – Капуччино, но вовсе не большого размера как видно из названия, а такого же, как обычный, только кофе в нем в два раза больше. С капуччино произошла очень смешная история. Как-то ехали по автобану, решили передохнуть и попить кофе на заправке. Выпив обычного капуччино, мне показалось мало, и я решила заказать «Великий капуччино» который стоил в два раза дороже, когда мне принесли такую же кружечку и стакан воды, удивлению не было предела. Оказалось, что кофе этот очень крепкий и пить его можно только запивая водой. Потом где бы я только не пыталась заказать двойной капуччино, подразумевая большой размер и уточняя это на словах, мне все равно приносили кружечку грамм на 100-150. Половина хорватских слов нам знакома, просто имеет другое значение. В Москве мы побегали в поисках хорошего разговорника, вспоминая Далмацию, где мало кто говорил по-английски, и почти никто не говорил по-русски. На Истрии с этим проблем нет, по-английски, говорят многие и очень хорошо, есть такие которые и по-русски не прочь побеседовать, особенно в Порече (в связи с преобладанием в городе русских туристов). |